Присоединяйтесь к нашим группам

Сможет ли Запад противостоять информационному наступлению Кремля?

Сможет ли Запад противостоять информационному наступлению Кремля?
Украинский кризис стал новой страницей в информационной войне между Россией и Западом.
16 09 2015
13:17

Стивен Эннис.

На протяжении последнего десятилетия Кремль со всех сил пытался завоевать сердца и умы граждан других стран мира с помощью своего основного государственного международного англоязычного телеканала RT (ранее известного как Russia Today). В 2014 году после начала украинского кризиса Москва умножила свои усилия. Сегодня западные средства массовой информации и правительственные организации также наращивают усилия, чтобы пробиться к русскоязычной аудитории. На прошлой неделе в BBC заявили, что планируют запустить новый русскоязычный спутниковый телеканал. Тем временем Европейская служба внешнеполитической деятельности готовится к запуску специальной антипропагандистской рабочей группы направленной на работу с русскоязычным населением Европейского Союза и Восточной Европы. В январе Европейский парламент в довольно категоричной и резкой резолюции призвал ЕС развивать «политику информационного обеспечения для противодействия российской пропагандистской кампании». 

BBC планирует расширить свое русскоязычное вещание.

Спонсируемые Германией и Соединенными Штатами международные теле- и радиостанции Deutsche Welle («Немецкая волна»), Radio Liberty («Радио свобода») и Euronews (частично спонсируемая ЕС) также расширяют свои русскоязычные программы.

 Во времена Холодной войны существовало интенсивное медиа соперничество между Россией и Западом за влияние на международное мнение.

Борьба против «англо-саксонской монополии в СМИ»

В 2015 году Россия значительно увеличила финансирование телеканала RT. Бюджет компании вырос на 75% до 20,8 миллиардов рублей (почти 300 миллионов долларов).

Еще одно оружие России в информационной войне — новостное агентство «Россия Сегодня» (Russia Today), также получило значительное прибавление к финансированию. Его бюджет теперь равен 89 миллионам долларов.

Эти увеличения были нужны в первую очередь для компенсирования стоимости девальвированного рубля. Но они также подчеркнули важность для Кремля его международных медиа-кампаний. Сегодня на них приходится 34% всего государственного финансирования СМИ. Для сравнения, в прошлом году этот показатель находился на уровне 23%. 

Главный редактор телеканала Russia Today Маргарита Симоньян (в центре) провела для президента Владимира Путина экскурсию по московскому комплексу телеканала Russia Today, 2013 год.

Во время посещения президентом Владимиром Путиным офиса компании RT в Москве он отметил успех канала в борьбе с «англо-саксонской монополией» на международном медиарынке.

Достоверных данных об аудитории телеканала RT в мире нет в публичном доступе. Но информация с Великобритании, похоже,  опровергает слова Путина.

Согласно данным Бюро по исследованию аудитории средств вещания, в августе средняя еженедельная аудитория телеканала RT составила 450 тысяч зрителей или 0,8% общей аудитории. Это на 100 тысяч меньше, чем в январе 2012 года, когда бюро начало публиковать информацию по аудитории RT.

Более того, RT все больше отстает от своего основного международного конкурента Al Jazeera English (Ад-Джазира»). В июне 2012 года RT значительно опережал Al Jazeera по всем показателям. Сейчас российский телеканал имеет в два раза меньшую аудиторию, нежели его катарский соперник.

Но после избрания Джереми Корбина лидером Лейбористской партии положение телеканала RT в Британии значительно улучшится. Джереми Корбин в прошлом неоднократно высказывался в поддержку RT и появлялся в эфире этого телеканала.

Фаны YouTube

RT — основной международный информационный телеканал Кремля.

Ситуация в социальных сетях несколько другая. В Twitter и Facebook  RT значительно уступает международными медиагигантам BBC News и CNN. Но на YouTube он является очевидным лидером рынка с более 1,5 миллиона подписчиков и почти 1,5 просмотров на основном канале.

Но что же пользователи YouTube смотрят на канале RT?

Больше, чем другие большие международные телекомпании RT зависит от большого количества просмотров видео с новинками, катастрофами и бедствиями, которые почти не имеют отношения к профессиональному журнализму. Все 20 самых популярных видео (больше 300 миллионов просмотров) на YouTube канале RT можно смело отнести к этой категории.

Но если посмотреть на видео основных политических событий, то их аудитория не такая уж и многочисленная. Лишь небольшую часть 100 самых популярных видео YouTube канала можно назвать «политическими» и ни одно из них не касается кризиса в Украине.

«С вилами против танков»

Но RT и Россия Сегодня не являются единственными инструментами Кремля в информационной войне. Москва также имеет международные версии своих основных внутренних телеканалов, которые предлагают зрителю мощную смесь развлекательных и новостных информационных программ.

Именно они основным образом подготовили общественное мнение населения.

Существуют также подозрения о том, что прокремлевские комментарии, которые распространяются социальными сетями, оставляют так называемые «тролли», которые состоят на службе у российской власти. 

В январе 1991 года советские войска  захватили основную теле- и радиостанцию в Литве.

Латвия и Литва ответили на вызовы со стороны России путем ужесточения норм,  которые регулируют действия СМИ, и даже временного блокирования российских каналов. Эстония тем временем готовится к запуску нового канала специально для 350 тысяч русскоязычных граждан страны (30% всего населения).

Но лишь финансирование российских конкурентов на медиарынке не позволит достичь желаемого результата.

Руководитель литовской компании общественного государственного вещания сравнил эти действия с использованием «вил для противостояния танкам».

 То же самое можно сказать о попытках западных телекомпаний повлиять на общественное мнение внутри России.

Последние исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения показали, что 45% российских граждан поддерживают цензуру или даже запрет иностранных СМИ на территории страны. Опрос также показал, что иностранные СМИ являются основным источником информации лишь для 2% россиян.  


Источник: bbc.com





DW
На фото: Франк-Вальтер Штайнмайер и Сергей Лавров в августе на встрече в Екатеринбурге, Россия. Вскоре в Гамбурге состоится двухдневная встреча 50-ти министров иностранных дел ОБСЕ. Подготовка к встрече подразумевает строгие меры безопасности. Немецкий министр безопасности Штайнмайер обратился к российскому коллеге Лаврову с проникновенной речью.
12:19 | 08.12.2016
close Не показывать больше
Теперь читать новости на мобильном телефоне стало ещё удобнее
Скачай новое приложение obzor.press и всегда будь в курсе последних событий!